Главная \ День информирования \ 2022 год \ МАТЕРИАЛ К ЕДИНОМУ ДНЮ ИНФОРМИРОВАНИЯ (февраль 2022 г)

МАТЕРИАЛ К ЕДИНОМУ ДНЮ ИНФОРМИРОВАНИЯ (февраль 2022 г)

МАТЕРИАЛЫ

для членов информационно–пропагандистских групп

(февраль 2022 г.)

 

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ПОСЛАНИЯ

ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ А.Г.ЛУКАШЕНКО БЕЛОРУССКОМУ НАРОДУ И НАЦИОНАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

В соответствии со статьей 84 Конституции Республики Беларусь
28 января 2022 г. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко обратился с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь (далее – Послание).

На мероприятие во Дворец Республики был приглашен широкий круг участников – более 2,5 тыс. человек. Такой широкий формат – инициатива, предложенная общественностью во время работы Президента в регионах и поддержанная Главой государства. В итоге среди приглашенных присутствовали парламентарии и делегации от областей и г.Минска, высшие должностные лица страны, члены правительства, руководители государственных органов, представители дипломатического корпуса и международных организаций, средств массовой информации, главы религиозных конфессий, парламентарии прошлых созывов, представители реального сектора экономики, молодежь, журналисты, блогеры, учителя, рабочие, аграрии.

Белорусский лидер подчеркнул, что это новая традиция, формат будущих обращений Президента (если будет поддержана новая Конституция) – уже не к Парламенту, а к Всебелорусскому народному собранию.

В кратком вступлении Глава государства заявил о своем желании придать новое звучание Посланию и обозначить три вопроса к белорусскому народу.

Первый вопрос – «готовы ли вы, белорусы, платить за собственную оборону, за собственное государство?». А.Г.Лукашенко отметил, что если Беларусь не будет иметь и не будет уметь производить элементарное вооружение и боеприпасы, надеясь на то, что их можно будет где-то купить или кто-то их подарит, это подвергнет нашу страну большому риску. «Поэтому поставлена задача: производить все необходимое для обороны нашего Отечества, для Вооруженных Сил и территориальной обороны. Более того, мы замахнулись на самое современное вооружение, в том числе ракетное, в том числе с помощью наших союзников», – добавил Глава государства.

Второй вопрос от Президента Беларуси А.Г.Лукашенко к народу – готовы ли граждане платить за суверенитет и независимость. «Наши граждане едины в стремлении к суверенитету и независимости. Но независимость стоит дорого в буквальном смысле этого слова. Это оборона и безопасность, собственная финансовая система, развитые и эффективные государственные институты. Все очень дорого».

Глава государства подчеркнул, что независимость – это условие для сохранения нации, возможность определять свое будущее. «И это право мы никому отдать не должны», – заявил он.

Третий вопрос – готовы ли граждане быть инициативными и работать на себя. «Готовы ли белорусы сегодня оторваться по-настоящему, отвязаться, поставить перед собой, перед своей семьей задачу и поработать хотя бы на себя? А все остальное, что от государства, мы сохраним. И как только мы этот внутренний потенциал нашего народа, каждого белоруса задействуем, мы в два раза будем богаче. Пора раздеваться и работать!», – призвал А.Г.Лукашенко.

В целом, в своем Послании Глава государства сделал акцент на следующих основных тематических блоках:

обстановка в мире и вокруг Беларуси;

новая Конституция, политическое будущее Беларуси;

социальная политика государства;

экономика: направления и перспективы;

агропромышленный комплекс;

внешнеэкономическая политика.

Обстановка в мире и вокруг Беларуси

Анализируя международную обстановку, Глава государства обратил внимание, что устоявшаяся система мироустройства уходит в прошлое, фактически уже ушла.

Повсеместно повышается уровень агрессии, вызывающая риторика стала нормой, миротворческие инициативы кладутся под сукно, крупные ядерные державы пытаются выстроить новые договоренности, понимая, что третью мировую планета вряд ли сможет пережить. 

В этой связи Президент проанализировал возможность развязывания войны. По его мнению, это может произойти только в двух случаях:

если против Беларуси будет совершена прямая агрессия, если против Беларуси будет развязана горячая война;

если такая же агрессия будет совершена против Российской Федерации, если на территорию нашего союзника, Российскую Федерацию, осуществят непосредственное нападение.

В то же время Глава государства обратил внимание, что белорусы не хотят воевать: «Мир – это абсолютная ценность для белорусов, важнейшая, мировоззренческая. И для его сохранения нам всем необходимо приложить колоссальные усилия».

Во-первых, сохранить единство общества и государства. Страна способна эффективно противостоять агрессии, только если она монолитна.

Во-вторых, необходимо вывести на качественно новый уровень систему обеспечения национальной безопасности, особенно в сфере обороны.

В-третьих, нужно более активно взаимодействовать с Россией и другими союзниками. Пример Казахстана показал, насколько оперативно ОДКБ может реагировать на угрозы безопасности на евразийском пространстве.

О санкциях

«Еще один фронт атаки на Беларусь – санкции. Не думайте, что это вызов только для нас. Это мировая тенденция, тренд, фактически технология глобальной экспансии. Санкции – традиционная практика мирового монополиста: США и их союзника – Европейского союза. Сегодня полмира охвачено их санкциями. Атакуя нас, пробуют выдавить с рынка наши флагманы промышленности», – отметил Глава государства.

«Наша оценка таких действий категорична: санкции – это инквизиция нашего времени, неприкрытое нарушение норм международного права».

Но государство сделает все, чтобы люди не ощутили негативных последствий внешнего давления.

О пандемии и ее последствиях

В Послании А.Г.Лукашенко подчеркивает, что в условиях пандемии главная задача, которую он ставит перед врачами и системой здравоохранения в целом, – сохранение жизни людей.

В этой связи Глава государства обозначил, что для увеличения продолжительности жизни будет выведена на новый уровень ранняя диагностика заболеваний. «Каждому белорусу будет предоставлен минимум один свободный от работы день в году для комплексного амбулаторного обследования. Соответствующие изменения в законодательство подготовлены», – отметил он.

Говоря о том, что происходит в мировой политике с пандемией COVID-19, белорусский лидер охарактеризовал это как неприкрытый национальный эгоизм, который появился уже в первую волну пандемии.

«Пандемия отчетливо продемонстрировала безальтернативность сильного государства в борьбе с кризисом и его последствиями. Беларусь не поддалась искусственно раздутой массовой истерии, не остановила экономику, не закрыла границы, не понадеялась исключительно на внешнюю помощь», – подчеркнул Президент.

«Нашим преимуществом стала эффективная система здравоохранения, которую мы берегли как зеницу ока, – подчеркнул Глава государства. – Вот он, пример того, что мы, получив независимую страну, оставили все лучшее из того, что было».

Президент отметил, что, посещая красные зоны, беседуя с врачами и пациентами, он неоднократно убеждался в высоком профессионализме и четких действиях медиков. «Мы поддержали наших медиков, в том числе материально, и будем поддерживать, как бы это ни было дорого», – сказал он.

Об исторической памяти

В своем обращении белорусский лидер подчеркнул, что насаждаемые взгляды и версии не должны закрывать нашу память о прошлом. «Посмотрите, как искажается история у ближайших соседей. На улицах европейских столиц, освобожденных Красной армией, проходят марши молодчиков с фашистской свастикой, нацистов почитают как героев, устраивают факельные шествия в их честь, сносят памятники советским воинам-освободителям», – отметил А.Г.Лукашенко.

В этой связи Глава государства отметил важность и актуальность инициативы Генеральной прокуратуры по масштабному расследованию преступлений против белорусского народа. Сегодня обнаруживаются новые факты гитлеровской оккупации. «Речь идет о целенаправленной нацистской политике геноцида на территории Беларуси. Ее кровавый итог – истребление более 3 млн жителей», – подчеркнул он.

«Мы будем добиваться признания и осуждения геноцида белорусского народа на международном уровне», – заявил А.Г.Лукашенко.

«Источник наших ценностей – историческая память. В сложнейших условиях закалились наши многовековые духовно-нравственные ориентиры, сформировался настоящий белорусский характер», – подытожил Президент.

Новая Конституция. Политическое будущее Беларуси

Президент подчеркнул, что, неуклонно следуя решениям Шестого Всебелорусского народного собрания, весь 2021 год велась подготовка проекта новой Конституции, в полной мере отвечающей запросам общества. И сегодня на всенародный референдум вынесен проект обновленного Основного закона.

Глава государства подчеркнул, что обновленная Конституция призвана стать вершиной принимаемых в стране правовых изменений. Она раскроет резервы для созидания во всех сферах общественной жизни.

«Действующий Основной закон, по сути, выполнил свою историческую миссию. В свое время мы не только отвели народ от пропасти – первая моя программа, больше я ничего не обещал. Тогда, в середине 1990-х годов, народ надо было отвести от пропасти. Мы не только отвели, но и сформировали свое собственное государство. Беларусь навеки заняла, как сказал поэт, свой «пачэсны пасад мiж народамi», – констатировал Президент. Теперь время идти дальше, убежден белорусский лидер.

По его мнению, обновленная Конституция создаст правовые основы для повышения устойчивости и эффективности работы органов власти и управления, поставит точку в дискуссиях о форме правления.

При этом важно понимать, что концентрация президентской власти в таком объеме уже не требуется.

Новым субъектом политики станет Всебелорусское народное собрание. Это будет высший представительный орган в стране, который совместит в себе традиции лучших практик белорусского народовластия.

Как пояснил Глава государства, состав Всебелорусского народного собрания будет максимально отражать мнение различных слоев населения. Там будет около 1,2 тыс. человек, которые будут работать не на постоянной основе.

А.Г.Лукашенко акцентировал внимание, что ни под кого Всебелорусское народное собрание не создается, тем более под действующего Президента.

Также во время Послания Президент ответил на опасения, что в результате обновления Конституции и закрепления статуса Всебелорусского народного собрания возникнет некое двоевластие. «Настал период, когда нам с вами надо научиться жить по закону. Если мы будем свято соблюдать Конституцию и законы, которые примем в развитие Конституции, никогда никакого двоевластия не будет. Но взаимный контроль должен быть (это я вам говорю как Президент), потому что мы не знаем (ни я, ни вы), кто будет следующими президентами», – подчеркнул Глава государства.

Президент рассчитывает на активную поддержку гражданами позиции государства в такой ответственный момент. «Это касается не только голосования на референдуме, но и тех динамичных преобразований, которые нам вместе потребуется совершить. После принятия новой Конституции, если она будет принята, работы будет еще больше, чем перед референдумом. Мой призыв – быть готовыми к напряженной работе, которая позволит не только сохранить страну в жерновах нового передела мира, но и построить наше будущее. И, самое главное, будущее нашей страны и наших детей».

Президент отметил, что в новых конституционных реалиях стремительно меняться предстоит и нашему государству, и общественным институтам. Время, когда критерием успеха было отсутствие провалов и неудач, прошло безвозвратно.

Современная система управления должна стать маневренной, наступательной, проактивной – ориентированной на упреждение и эффективное решение возникающих проблем.

Нужны инициатива, умение брать на себя ответственность, слышать общество. Это следует учитывать при совершенствовании системы кадровой политики в государстве.

Особое внимание в Послании Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко уделил молодежи, которая должна двигать страну вперед, но при этом опираться на опыт старших поколений и традиции.

По его словам, наша молодежь разделяет ценности старших, но живет уже в другой сфере – цифровой. Стремится к прагматичным целям, быстрому профессиональному росту, готова интенсивно работать и развиваться.

«В каких-то вопросах, особенно что касается технологий, молодые гораздо более компетентны, чем мы. И это нормально! Им доступно любое образование в мире, они более мобильны, эрудированны, а значит, и более требовательны. С ними надо вести разговор на равных, без формализма и фальши», – отметил белорусский лидер.

«Что нужно современному молодому человеку? Как и во все времена – уверенность в завтрашнем дне, возможность получить образование, трудоустроиться, создать семью. Все институты государства должны работать на это», – подчеркнул Президент.

А.Г.Лукашенко добавил: «Не надо сегодня захваливать молодежь – она такая, какая есть. И если она какая-то не такая, то в этом виноваты мы, что не привили, не убедили в тех ценностях, которые присущи белорусскому гражданину».

Как отметил Глава государства, молодые люди должны понимать, что ничто не возникает из ниоткуда и не дается просто так. «Результат приходит через напряженный труд. Легкого хлеба не бывает, – сказал он. – Ждем от молодежи твердости, дерзости и самоотдачи во имя общего блага. Мы создали государство, удержали его, приумножили полученное наследие. Миссия молодых – сохранить его и придать стране импульс». 

Социальная политика государства

Беларусь состоялась как социальное государство. В стране создан прочный механизм помощи и заботы о людях, взаимоподдержки, обеспечения социальной справедливости. На этом воспитывается общество.

Глава государства отметил, что наша социальная политика построена на простых и понятных принципах.

Первый принцип – справедливость. Реализация этого принципа позволила обеспечить сбалансированное распределение социальных благ, равный доступ, насколько это возможно, каждого белоруса к этим благам.

Второй принцип – ответственность. Государство последовательно выполняет обязательства перед обществом, гарантируя всестороннюю и масштабную поддержку на протяжении жизни человека.

Третий принцип – забота. Выражается в широкой и разветвленной системе социальной помощи уязвимым категориям населения и людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию.

В соответствии с данными принципами в Беларуси реализуется широкий пакет социальных мер и гарантий. Это бесплатные образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, поддержка уязвимых категорий населения, пособия при рождении и воспитании детей.

«Беларусь входит в 50 лучших стран по показателям эффективности национальных систем здравоохранения, опережая США и Россию. Находится в числе 25 лучших стран в рейтинге комфортных условий для материнства», – констатировал Глава государства.

«Мама, воспитывающая первенца, только социальных выплат получает на сумму до 12 тыс. рублей в год, второго и последующих детей – более 15 тыс. рублей. Ежегодно на данные цели из государственного бюджета направляется более 2 млрд рублей. Добавьте к этому бесплатное медицинское сопровождение, обеспечение лекарствами детей до трех лет», – отметил А.Г.Лукашенко.

Программой семейного капитала с 2015 года воспользовались более 107 тыс. многодетных семей, а их количество за последние 10 лет увеличилось вдвое.

Основной акцент социальной политики будущего Президент видит в обеспечении демографической безопасности. Он поручил найти решения для создания молодым мамам и папам более комфортных условий, чтобы успешно совмещать работу и семью, получение образования.

Президент также обратил внимание, что «государство берет на себя значительную часть расходов в сфере жилищно-коммунального хозяйства: капитальный ремонт жилищного фонда, благоустройство дворовых территорий, текущий ремонт дорог, парков, скверов. Субсидируются расходы на проезд в общественном транспорте. Например, по Минску – в размере более 50% от его полной стоимости».

В 2022 году социальный блок расходов консолидированного бюджета был не только сохранен, но и существенно прирос, составив почти половину (около 50%) всех трат. Около 70% всех расходов в здравоохранении останется за государством, а это почти 9 млрд рублей. Не меньше будет потрачено на образование – также около 9 млрд рублей.

«Расходы на заработную плату бюджетников увеличатся почти на 2 млрд рублей. Уже с 1 января повышена базовая ставка, а пособие на оздоровление для работников бюджетных организаций увеличено с половины до целого оклада, – отметил Глава государства. – Также целевым образом предусмотрено 600 млн рублей на установление новых надбавок. В частности, учителям – за классное руководство и кураторство. Дополнительные надбавки за работу в отрасли будут установлены для работников сфер соцобслуживания, физкультуры и спорта, культуры».

В то же время, «социальное государство, к сожалению, имеет обратную сторону: снижает мотивацию отдельных граждан к труду и развитию. Ведь не зря мы акцентировали внимание на проблеме иждивенчества. Страну не построить на потребительстве, притом любом – социальном, экономическом, на равнодушии», – отметил А.Г.Лукашенко.

Экономика: направления и перспективы

А.Г.Лукашенко в Послании белорусскому народу и Национальному собранию заявил: «У нас созданы все возможности для того, чтобы сделать Беларусь динамично развивающейся страной. Суть нашей экономической модели – эволюционные преобразования, сохранение разумного уровня участия государства в производстве товаров и услуг, справедливое распределение благ».

На Шестом Всебелорусском народном собрании народ высказался за сохранение такого экономического курса. «Мы его приняли. Этот курс обеспечивается общими усилиями и вкладом каждого в экономику и бюджет страны», – отметил белорусский лидер.

Президент подчеркнул, что без сильной экономики не будет Беларуси как самостоятельного государства. «Негативные примеры других стран это подтверждают».

Глава государства обозначил достижения белорусской экономики в 2021 году, локомотивом которых выступила не остановленная во время пандемии промышленность.

Мы превзошли плановые показатели 2021 года по ВВП, достигли небывалого за 10 лет темпа роста производства (107%). Оживление мировой экономики породило огромный спрос на белорусские товары. Отечественные предприятия воспользовались такой внешней конъюнктурой, получив хорошие финансовые результаты и практически полностью разгрузив склады. В целом было получено более 16 млрд рублей только чистой прибыли.

Президент обратил внимание на то, что сегодня в экономике выдерживаются все три ключевых индикатора сбалансированного роста. «Валютный курс стабилен, рост золотовалютных резервов опережает прогнозы, профицит внешней торговли максимальный с 2012 года (плюс 4 млрд долларов). Все это позволило даже в условиях санкций сократить внешний госдолг», – констатировал А.Г.Лукашенко.

«Как закономерный итог – сохранили положительную динамику реальных доходов населения (102%), реальной зарплаты (почти 105%). Не урезали ни одной социальной программы, построили на 14% больше жилья с господдержкой. В общей сложности введены в эксплуатацию 45 тыс. новых квартир», – отметил Президент.

В ходе Послания Глава государства поставил задачу сохранить текущую динамику, невзирая на санкции.

Импортозамещение

«Мы многое, если не все, сможем сделать сами. Это условие сохранения нашего суверенитета. Нужна лишь системная и упорядоченная работа по обеспечению экономической самодостаточности страны», – сказал А.Г.Лукашенко.

Глава государства подчеркнул, что намеченные планы по импортозамещению являются основой выживания большинства отраслей, позволят уйти от санкционной уязвимости. И именно вопросу импортозамещения будет уделено Президентом первостепенное внимание в предстоящей пятилетке.

Об источниках роста

Также А.Г.Лукашенко дал поручение по привлечению инвестиций. «Хочу предостеречь: внешнеторговое чудо не будет длиться вечно. Заработанные на хорошей конъюнктуре деньги мы ни в коем случае не должны потратить только на потребление. Критически важно использовать их на повышение конкурентоспособности там, где мы не достигли современного уровня развития. Инвестиции – единственный безопасный источник экономического роста. Текущее состояние дел считаю недопустимым. В кратчайшие сроки надо запустить новый инвестиционный цикл», – сказал Президент.

Глава государства подчеркнул, что сформированный в рамках программы на пятилетку перечень проектов должен быть обязательно реализован, особенно в регионах. «Именно там надо совершить прорыв. Этого ждут. 30 лет основные ресурсы потребляли Минск и крупные областные города», – обратил внимание он.

Президент также отметил необходимость создания стимулов, чтобы люди стремились жить не только в Минске, а по всей стране. Для этого нужно сделать так, чтобы стандарт качества жизни шел именно из районных центров, маленьких поселков, агрогородков.

«В каждом районном центре надо продумать и создать производство, ориентированное не только на внутреннее потребление, но и экспорт. Ключевое значение в этом направлении будут иметь Концепция регионального развития и принятая в сентябре Программа инноваций. Она предусматривает создание на местах около 100 новых производств и рост до 18 млрд долларов экспорта самых высокотехнологичных товаров», – добавил Президент.

По мнению белорусского лидера, «отправным уровнем региональной политики должны стать 11 городов по 80 тыс. человек и более». «Это будущие лидеры роста. За предыдущие два года уже сделано немало, но далеко не все», – констатировал Президент Республики Беларусь. В качестве примера А.Г.Лукашенко привел г.Оршу: «Мы на примере Орши создавали такой районный центр и город 80+. Берите пример и развивайте. Там, по-моему, мы ничего нового не создавали, а реанимировали все старое и модернизировали».

О строительстве

В сфере строительства Главой государства дано конкретное поручение – «совершить революцию в отраслевом регулировании», «убрать все, что мешает строительству». «А именно: число нормативных предписаний следует сократить в разы, а процедуры и правила, связанные со строительной деятельностью, должны быть понятными и легко исполнимыми», – потребовал А.Г.Лукашенко.

Главная задача – уходить от чрезмерного строительства жилья в столице. «Спутники-города и подальше будем строить жилье для нормального размещения производительных сил, как говорили раньше», – сказал Президент.

О дорогах

Цель – выполнить Программу «Дороги Беларуси»: отремонтировать и построить за пятилетку не менее 7 тыс. км местных и 5 тыс. км республиканских дорог.

По словам Главы государства, на текущий момент значимые дороги приведены в порядок, их состояние нужно только поддерживать. «Сейчас все силы брошены на местные дороги. Люди жалуются, что местные дороги в плохом состоянии, особенно от областных центров до районов и от районов до агрогородков. Эту задачу необходимо целенаправленно и методично решать», – подчеркнул Президент.

Пока темпы неплохие. В прошлом году выполнены реконструкция и ремонт на 750 км республиканских дорог и более 1300 км местных, введены в эксплуатацию участки ряда автомобильных дорог, отремонтировано 46 дорожных сооружений на республиканских автомобильных дорогах. Ведутся строительство Юго-западного обхода Могилева, реконструкция моста через Западную Двину на подъезде к Новополоцку и еще 13 крупных мостовых сооружений.

Также белорусский лидер обратил внимание на то, что состояние всех мостовых сооружений должно быть на постоянном контроле. «Мы обследовали мосты и знаем, где эти мостовые переходы, которые, особенно над головой, надо немедленно модернизировать. Надо это сделать во что бы то ни стало», – отметил А.Г.Лукашенко.

Кроме того, Президент подчеркнул необходимость развивать придорожный сервис: «Вблизи дорог нужно создавать и рабочие
места – заправки, рестораны, кафе, ремонтные мастерские, гостиницы и так далее. Если нужен один системный документ на моем уровне, вносите его, чтобы было одно решение и люди больше не ходили за разрешениями».

Об IT-сфере и индивидуальных предпринимателях

«Честно и откровенно» белорусский лидер рассказал свое видение дальнейшего развития этих направлений.

Что касается сферы IT, Глава государства рассчитывает, что удастся договориться о более весомом вкладе ПВТ в плане пользы для народа и государства. В частности, Президент размышляет, не пришло ли время поставить в равные условия белорусских айтишников, тех, кто относится к ПВТ, – с теми, кто работает на предприятиях, в организациях Национальной академии наук.

Затрагивая вопросы деятельности индивидуальных предпринимателей, белорусский лидер отметил, что они будут однозначно поддержаны, в частности те, кто будет заниматься производством. «Мы хотим, чтобы индивидуальные предприниматели, накопив свой капитал, перешли на более высокий уровень и создали свои предприятия, платили, как все, налоги и зарабатывали деньги, проявили свою инициативу, потому что в ипэшниках очень много, подавляющее количество, предприимчивых людей. И эту предприимчивость надо направить в нормальное русло», – отметил Президент.

Сплоченность в достижении целей

Белорусский лидер отметил колоссальную скорость изменений в мире: «В таких условиях от каждого из нас необходимы максимальная концентрация усилий, исполнительность и дисциплина. Потенциал согласованной работы надо мобилизовать немедленно, особенно в экономической сфере».

А.Г.Лукашенко подчеркнул, что экономика – дело не только правительства, Нацбанка и местных властей. Правоохранительная система также напрямую завязана на реализации хозяйственных задач. «Надо прекратить всякие ненужные проверки. Не мешайте людям работать, но с кого надо спросить – спросите! Вопросы коррупции никто не снимал», – сказал он.

«Незыблемым постулатом должна быть справедливость правосудия. Требую, чтобы следствие велось максимально ответственно, подозреваемые в экономических преступлениях брались под стражу только в исключительных случаях», – обратил внимание Глава государства.

Агропромышленный комплекс

В своем Послании Президент заверил, что село всегда будет в фокусе внимания и поддержки государства. Белорусская аграрная политика и далее будет исходить из того, что сельское хозяйство является многофункциональной системой, обеспечивающей не только продовольственную безопасность, но и освоение территории страны, сохранение самобытной сельской культуры, приобщение к труду молодежи.

По словам А.Г.Лукашенко, неоправданно снижено внимание местных властей к агрогородкам. Вместе с тем благодаря колоссальной работе идея их создания материализовалась почти в 1,5 тыс. населенных пунктах, в сельской местности созданы качественно новые условия жизни.

Глава государства уверен: развитие агрогородков и перспективных сельских населенных пунктов должно продолжаться. Направление четко определено: в дальнейшем построение «деревень будущего» будет проходить по прообразу Копыси Оршанского района.

«Правительству, местным органам власти следует более системно подходить к этой работе, а не сводить намеченные мероприятия преимущественно к благоустройству и малозначительным ремонтам. Выработайте единые критерии к определению «деревни будущего» и конкретные меры, которые позволят достичь стратегической цели», – нацелил А.Г.Лукашенко.

Президент также подчеркнул: для желающих строить частное жилье на селе созданы соответствующие условия. «Определены почти 22 тыс. свободных участков, которые можно приобрести хоть сегодня», – сказал он. При этом белорусский лидер отметил огромный потенциал в старых пустующих хуторах и деревеньках, земли которых можно получить практически бесплатно. Однако в этом направлении пока не видно работы райисполкомов, и особенно – сельисполкомов. За этим будет особый контроль, – обратил внимание А.Г.Лукашенко.

В то же время Глава государства сделал акцент на том, что земли сельхозназначения и лесного фонда неприкосновенны. Это собственность и главное достояние народа.

Внешнеэкономическая политика

Белорусский лидер отметил, что столпами белорусской внешнеэкономической стратегии являются наращивание и диверсификация экспорта, привлечение инвестиций и развитие кооперации.

«Партнер номер один для нас – Россия, с которой последовательно движемся по пути экономической интеграции. Практически половину наших товаров экспортируем в эту страну, – сказал А.Г.Лукашенко. – Мы развиваем сотрудничество как на двусторонней основе в рамках Союзного государства, так и в составе интеграционных объединений: Евразийского экономического союза, Содружества Независимых Государств».

По словам Главы государства, для Беларуси особенно важно развивать взаимодействие с Россией в энергетике. «В прошлом году совместно построили и ввели в действие первую Белорусскую атомную электростанцию, которая является гарантом энергетической безопасности нашей страны. И после выхода на проектные мощности будет производить 50% электрической энергии, – напомнил Президент. – На 5 млрд кубов меньше будем закупать природного газа для производства электроэнергии».

Президент отметил: не надо упрекать Россию, что она хочет поглотить Беларусь, у нее нет таких целей. Он обратил внимание на слова своего российского коллеги, В.В.Путина, который заявил журналистам, что интеграция между государствами подразумевает, прежде всего, развитие экономического взаимодействия.

Важнейшим фактором сотрудничества в Азии остается дружба с Китаем. Президент напомнил, что в конце прошлого года им была принята Директива по углублению стратегического сотрудничества с Китаем по широкому спектру направлений.

По словам Президента, Беларусь также нацелена на укрепление политических и экономических связей с другими государствами Азии: Индией, Пакистаном, Вьетнамом. Планируется активизировать работу с Индонезией, Малайзией, Таиландом, развиваются отношения со странами Ближнего Востока, африканскими государствами, Латинской Америкой с акцентом на эффективную экономическую дипломатию.

Сохраняется заинтересованность в выстраивании нормальных добрососедских, взаимовыгодных отношений с Западом. «Беларусь всегда понимала важность конструктивного диалога и сотрудничества с Соединенными Штатами Америки и странами Европы для обеспечения устойчивого экономического развития, благополучия граждан, стабильности и безопасности в нашем регионе и мире в целом», – напомнил А.Г.Лукашенко.

Президент еще раз обратил внимание на то, что не Беларусь выступила инициатором обострения. «И сегодня остаемся верны своим убеждениям, готовы вернуться к мирному созидательному взаимодействию. Но в этой партии мяч на их стороне!» – отметил Глава государства.

А.Г.Лукашенко подчеркнул: Беларусь готова сотрудничать с Западом, но только если он сам хочет развивать отношения, не нарушая суверенитет нашей страны и не заставляя выбирать между ним и Россией. Мы «всегда с Россией, потому что в Беларуси нет той группы людей и того человека, который может свернуть наши отношения с Россией. Мы всегда будем строить взаимовыгодные, братские, самые теплые отношения с этой страной, – пообещал Президент. – Беларусь нужна России настолько, насколько Россия нужна нам».

Глава государства отметил, что Запад должен понимать такую позицию Беларуси. Но наша страна готова развивать отношения и с ним: «Давайте выстраивать нормальные отношения».

 

***

В заключительной части Послания к белорусскому народу и Парламенту, Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко признался, что гордится белорусами, которые преодолели брошенные им вызовы, стали сильнее, мудрее и поняли, что сила в единстве.

«Я горжусь всеми вами! Не только сидящими в этом зале, но вами прежде всего, вы – лучшие. Вы элита нашей страны. Белорусы преодолели брошенные вызовы, стали сильнее, мудрее. Поняли: сила в единстве и нам есть за что бороться и есть что терять, – подчеркнул Глава государства.

«Мы сбережем и приумножим материальное и духовное наследие поколений, передадим потомкам суверенное и независимое государство, наш общий дом, где они всегда будут чувствовать себя в безопасности и комфорте. Это и есть наш путь! И правда (а в ней сила) – на нашей стороне!» – подытожил Президент.

 

Справка
об итогах социально-экономического развития Минской области за 2021 год

 

 

 

 По Минской области обеспечено выполнение установленных
на 2021 год целевых показателей по валовому региональному продукту (101,9% при задании 101,8%), номинальной начисленной среднемесячной заработной плате (115,2% при задании 107,3%) и совокупным поступлениям доходов консолидированного бюджета области (118,2% при задании 108,3%).

Объем валового регионального продукта (далее – ВРП) в текущих ценах сложился в сумме 32,1 млрд. рублей. Основное положительное влияние на формирование темпа роста ВРП оказала промышленность (удельный вес в ВРП – 35,4%).

Объем промышленного производства в текущих ценах составил
32,1
млрд. рублей (20,8% в объеме промышленного производства республики).

Запасы готовой продукции на складах промышленных организаций Минской области на 1 января 2022 г. в фактических отпускных ценах составили 1321,8 млн. рублей, или 67,8% к среднемесячному объему производства, снижение с начала года – на 33,1 процентного пункта.

Удельный вес коммунальных организаций в областной сумме запасов готовой продукции составляет 4,4%. С начала 2021 года запасы снизились на 14,7 млн. рублей (на 9,6 процентного пункта) и составили
58,2 млн. рублей, или 23,5% к среднемесячному объему производства.

В хозяйствах всех категорий производство продукции сельского хозяйства составило 6520,2 млн. рублей.

В 2021 году в сельскохозяйственных организациях реализовано скота и птицы на убой в живом весе 492,5 тыс. тонн, что на 12,3 тыс. тонн (на 2,6%) больше, чем за 2020 год.

Выращено основных видов скота и птицы 511,1 тыс. тонн,
или 102,6% к уровню 2020 года, в том числе крупного рогатого скота –
155,2 тыс. тонн (100,8%), свиней – 124 тыс. тонн (96,3%), птицы –
231,6 тыс. тонн (107,6%).
Среднесуточные привесы крупного рогатого скота на выращивании и откорме составили 659 граммов (101,9%
к 2020 году), свиней – 669 граммов (101,5%).

Надоено молока 1986,9 тыс. тонн, что на 51,1 тыс. тонн (на 2,6%) больше, чем в 2020 году. Средний удой молока от коровы составил
6048 кг и по сравнению с 2020 годом увеличился
на 245 кг (на 4,2%).

Реализовано молока по всем каналам сбыта 1792,3 тыс. тонн,
или 90,2% от произведенного (в 2020 году – 1745,2 тыс. тонн, или 90,2%).

Произведено яиц птицы всех видов 1115,6 млн. штук, или 102,4%
к уровню 2020 года, в том числе куриных яиц – 998,9 млн. штук (101,2%). Средняя яйценоскость кур-несушек составила 309 яиц.

В 2021 году использовано 7400,5 млн. рублей инвестиций
в основной капитал, или 89,6% в сопоставимых ценах
к уровню 2020 года при прогнозе 103%.

Затраты на приобретение машин, оборудования, транспортных средств составили 2709,5 млн. рублей, или 36,6% от общего объема инвестиций.

В 2021 году организациями всех форм собственности построено
10,5 тыс. новых квартир. Введено в эксплуатацию
за счет всех источников финансирования 1213,1 тыс. кв. метров общей площади жилья (101,8%
к 2020 году) при задании на год 1200 тыс. кв. метров.

Ввод в эксплуатацию индивидуальных жилых домов составил
865,3 тыс. кв. метров жилья, или 109,2% к уровню 2020 года.

Для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, введено в эксплуатацию 426,7 тыс. кв. метров общей площади (35,2% от общего объема введенного жилья).

Из общего объема введенного жилья для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, с использованием государственной поддержки построено 279,2 тыс. кв. метров.

В сельских населенных пунктах введено в эксплуатацию
799 тыс. кв. метров общей площади жилья, или 65,9% от общего ввода
по области.

Для многодетных семей введено 187,6 тыс. кв. метров общей площади жилья (118,5% к уровню 2020 года).

За 2021 год экспорт товаров области составил 9649,5 млн. долларов США, или 135,2% к уровню 2020 года. Положительное сальдо внешней торговли товарами сложилось в размере 2791,8 млн. долларов США (улучшено
на 1548,6 млн. долларов США).

Экспорт услуг области составил 1368,9 млн. долларов США,
или 145,6% к уровню 2020 года. Сальдо внешней торговли услугами сложилось отрицательное в размере 43,2 млн. долларов США, улучшено на 106,3 млн. долларов США.

Розничный товарооборот в 2021 году составил 10 260,7 млн. рублей, или 102,6% в сопоставимых ценах к уровню 2020 года.

За январь – ноябрь 2021 г. выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг в целом по области сложилась в сумме
46,3 млрд. рублей (125,5% к январю – ноябрю 2020 г.).

Рентабельность реализованной продукции, товаров, работ, услуг сложилась на уровне 15,4% (в январе – ноябре 2020 г. – 10,5%), рентабельность продаж – 11,8% (8,2%).

Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг составила 5483 млн. рублей и выросла на 80,6% к соответствующему периоду
2020 года. Получена чистая прибыль 3143,9 млн. рублей (рост в 2,6 раза).

Количество убыточных организаций по сравнению с январем – ноябрем 2020 г. снизилось на 20 единиц, в том числе организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам, – на 14 (с 76 до 62).

На 1 января 2022 г. в области осуществляли деятельность
64 575 субъектов малого и среднего предпринимательства (из них
17 643 малых предприятия, 46 514 индивидуальных предпринимателей
и 418 средних предприятий), что на 706 субъектов больше,
чем на аналогичную дату 2021 года.

В декабре 2021 г. в экономике области было занято
677,7 тыс. человек.

Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец декабря 2021 г. составила
509 человек, что на 36,1% меньше, чем на конец декабря 2020 г.

Уровень зарегистрированной безработицы на конец декабря 2021 г. сохранился на уровне 2020 года и составил 0,1% от численности рабочей силы.

Реальная заработная плата по области увеличилась к уровню 2020 года на 5,2%. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций области (без микроорганизаций и малых организаций без ведомственной подчиненности) за 2021 год составила
1432 рубля (темп роста – 115,2% при прогнозе 107,3%), в том числе
в декабре – 1711,9 рубля (119,1%).

 

ИНФОРМАЦИЯ

для доведения по теме «Противодействие экстремизму, соблюдение законодательства о массовых мероприятий в Республике Беларусь»

 

«Все виды экстремизма у нас криминализированы» — о новых уголовных статьях и не только.

 

В настоящий момент внесены и действуют ряд новшеств в законодательстве по вопросам противодействия экстремизму и нарушениям общественного порядка. В частности, вводится уголовная ответственность за экстремизм, неоднократное нарушение порядка проведения массовых мероприятий, за незаконные сбор и распространение данных. Некоторые уже существующие виды уголовной ответственности ужесточаются.

Как меняются статьи УК

Появились новые формулировки, в ряде случаев наказания стали более суровыми.

Например, статья 369 УК «Оскорбление представителя власти» дана более развернуто. В частности, указано, что заявления в интернете тоже считаются. Наказание при этом не стало строже — до трех лет лишения свободы со штрафом.

Зато за дискредитацию Республики Беларусь (ст. 369-1) максимальное наказание увеличено до четырех лет со штрафом (было два года). Имеется в виду «распространение заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Республики Беларусь, правовом положении граждан в Республике Беларусь, деятельности государственных органов».

Статья 369-3 УК, которая называлась «Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий», будет переименована. Новое название — «Публичные призывы к организации или проведению незаконных собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования либо вовлечение лиц в участие в таких массовых мероприятиях». Увеличен максимум по ней — с трех лет лишения свободы до пяти.

За сопротивление сотруднику органов внутренних дел (ст. 363) или «иному лицу», охраняющим общественный порядок, максимальный срок увеличен до семи лет (было пять).

За финансирование экстремистской деятельности полагаются до восьми лет плюс штраф (было — до шести лет).

Появляются новые статьи

В УК добавляется статья 130-1, «Реабилитация нацизма». Самый тяжелый вариант, за «действия группой либо повлекшие по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия», предусматривает до двенадцати лет колонии.

Появилась статья 341-1 — «Пропаганда или публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики». Максимум по ней, при повторности, — лишение свободы на четыре года. При этом деяние признается совершенным неоднократно, если человека дважды в течение года подвергали взысканию по статье 19.10 КоАП (пропаганда или публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики).

Новой является статья 342-2 — «Неоднократное нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий». Повторность считается в течение года. Диапазон наказаний — от ареста или ограничения свободы до трех лет колонии.

Также появляются «экстремистские» статьи 361-4 и 361-5, которых у нас раньше не было. В них сформулированы наказания за содействие экстремистской деятельности и подготовку других людей к ней. Предусмотрен максимум в семь лет лишения свободы.

Еще одна новая статья — 375-1 — «Незаконные собирание либо получение сведений, составляющих государственные секреты». По ней максимальное наказание (если нет признаков измены или шпионажа) — лишение свободы до пяти лет.

Новая статья 198-1 «Нарушение законодательства о средствах массовой информации» изложена так: «Распространение владельцем интернет-ресурса, не зарегистрированного в качестве сетевого издания, информации, распространение которой запрещено на интернет-ресурсах в соответствии с законодательными актами, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, наказывается общественными работами, или штрафом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок».

Добавляются две статьи (203-1 и 203-2), касающиеся распространения информации о частной жизни и персональных данных. Определено, что «умышленные незаконные сбор, предоставление информации о частной жизни и (или) персональных данных другого лица без его согласия, повлекшие причинение существенного вреда правам, свободам и законным интересам гражданина» влекут до пяти лет лишения (в самом тяжелом варианте, если преступление совершено в отношении лица или близких в связи с осуществлением им служебной деятельности или выполнением общественного долга).

Меняются сроки зачета сроков содержания под стражей и домашнего ареста

 «Два дня домашнего ареста теперь соответствуют одному дню ареста или лишения свободы, двум дням ограничения свободы. Один день содержания под стражей соответствует полутора дням лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии в условиях общего и усиленного режима, одному дню лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии в условиях строгого и особого режима или в тюрьме, одному дню ареста».

Иным станет порядок назначения наказания в случае заключения досудебного соглашения о сотрудничестве: срок или размер наказания теперь не может превышать половины (либо 2/3 в случае совершения лицом тяжкого или особо тяжкого преступления, сопряженного с посягательством на жизнь или здоровье человека) максимального срока или размера избранного судом вида основного наказания.

Также вводится новелла о возможности примирения обвиняемого с потерпевшим путем заключения медиативного соглашения.

По мнению Генеральной прокуратуры: «Новый закон повысит качество предварительного расследования»

«В данном законе достаточно много новых норм, которые направлены на предупреждение преступлений в сфере общественной безопасности. Они обусловлены событиями, которые произошли во второй половине 2020 года. Прежде всего, это нарушение порядка проведения массовых мероприятий и публичные призывы к проведению таких мероприятий. Если лицо дважды привлечено к административной ответственности за такие деяния и административные взыскания не возымели действия, предусматривается уголовная ответственность».

Новые нормы, направленны на противодействие всем видам экстремизма. Теперь под уголовную ответственность подпадает не только создание экстремистского формирования или формирования, реабилитирующего нацизм, но и участие в нем, а также его финансирование.

«Все виды экстремистской деятельности на сегодняшний день у нас криминализированы. У государства, правоохранителей появились новые правовые инструменты для противодействия этим проявлениям. Это достаточно весомый пакет изменений, которые должны выполнить предупредительный и профилактический эффект — они ради этого принимались». 

По словам представителя Генеральной прокуратуры, принятие нового закона усовершенствует досудебное производство и повысит качество предварительного расследования, «чтобы в суд поступали еще более выверенные уголовные дела».

И немного о хорошем: штрафы можно выплатить с отсрочкой

Новый закон дает и кое-какие послабления: например, возможность выплачивать штраф с отсрочкой.

 

ООИР КМ УВД Минского облисполкома (открытые интернет источники)

 

Телефон: