МАТЕРИАЛ К ЕДИНОМУ ДНЮ ИНФОРМИРОВАНИЯ (Март 2021г)
МАТЕРИАЛ К ЕДИНОМУ ДНЮ ИНФОРМИРОВАНИЯ
15 МАРТА – ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В жизни любого общества и государства Конституция играет особую роль. Ее принятие – знаковое историческое событие для каждой страны.
Конституция представляет собой мировоззренческий документ, который регулирует все стороны жизнедеятельности государства, определяет социально-политические, экономические и другие основы государственности, обеспечивает устойчивость общества.
Конституция Республики Беларусь – Основной Закон белорусского государства. Закон, обладающий высшей юридической силой. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, не должны противоречить Конституции.
Именно она определяет государственное и общественное устройство Беларуси, правовой статус человека, его взаимоотношения с государством и обществом, а также выполняет ряд других значимых функций.
Как отметил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в год 25-летия нашего Основного закона (в 2019 году): «Конституция, сосредоточила в себе богатый исторический опыт и мудрость предыдущих поколений, закрепила правовые, политические и идеологические особенности государства и общества, четко определила приоритеты национального развития».
Справочно.
Наша история, традиции, культура, в том числе правовая, насчитывают не одно столетие. На территории Беларуси действовала одна из первых конституций средневековой Европы – Статут Великого Княжества Литовского. Таким образом, наши предки внесли значительный вклад в развитие демократических ценностей в Европе и мире.
Действующая Конституция Республики Беларусь была утверждена 15 марта 1994 г. на 13-й сессии Верховного Совета Республики Беларусь 12-го созыва и является первой в истории суверенного государства и пятой по счету Конституцией Беларуси, принятой после Октябрьской революции 1917 года.
Справочно.
Конституции Республики Беларусь предшествовали конституции советской эпохи 1919, 1927, 1937, 1978 годов.
На республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года в Основной Закон Республики Беларусь был внесен ряд изменений и дополнений.
Таким образом, уже более четверти века Республика Беларусь, основываясь на Конституции, поступательно развивается и укрепляется как демократическое социальное правовое государство.
Конституционное устройство Республики Беларусь
в начале 1990-х годов
В Советском Союзе, в состав которого входила Белорусская ССР, в 80-е годы прошлого века явно обозначился общий экономический и внешнеполитический спад. В 1989 году впервые было официально объявлено о начале экономического кризиса в СССР (рост экономики сменился падением).
Ситуация в великой стране становилась слабо контролируемой: республики одна за другой начали заявлять о своем праве на самоопределение.
Значительная часть белорусской общественности также активно поддерживала идеи суверенизации, утверждения политического и экономического плюрализма. В обществе нарастало осознание права наций на самоопределение, роли государства в обеспечении национальных интересов.
В результате 27 июля 1990 г. Верховным Советом БССР принята Декларация «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики». В Декларации было заявлено о верховенстве на территории Беларуси Конституции БССР и ее законов.
Декларация носила переходный характер: ее положения должны были реализоваться Верховным Советом путем принятия новой Конституции, законов БССР.
Предпринимаемые руководством Союза меры по его спасению должного эффекта не имели, а попытка захвата власти самопровозглашенным Государственным комитетом по чрезвычайному положению стала последним звеном в необратимости распада советской системы.
Все республики так или иначе осознавали, что на союзный центр надеяться нельзя. Экономика испытывала глубочайший кризис. Источники жизнеобеспечения были парализованы. Ни один союзный орган власти ничем уже не управлял.
В этих условиях 25 августа 1991 г. Верховный Совет БССР принял решение о придании Декларации о государственном суверенитете статуса конституционного закона.
Белорусская Советская Социалистическая Республика 19 сентября 1991 г. переименована в Республику Беларусь, принят ее Государственный флаг, а 10 декабря 1991 г. утвержден Государственный герб белорусского государства.
Беловежские соглашения, подписанные руководителями Беларуси, России и Украины 8 декабря 1991 г., прекратили существование СССР. Тогда же было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств.
Республика Беларусь, как и другие бывшие советские республики, стала суверенным независимым государством.
Развал Советского Союза запустил процесс деиндустриализации экономик в бывших республиках СССР. На постсоветском пространстве происходила обвальная приватизация, породившая спекуляцию и политическую анархию. Незрелое гражданское общество «скатывалось» к национализму, прикрывавшемуся лозунгами национально-демократического возрождения.
Беларусь не была исключением в данных процессах. В нашей стране нарастание этих негативных последствий носило болезненный характер. Разрыв межреспубликанских хозяйственных связей катастрофически отразился на белорусской экономике, являвшейся ранее «сборочным цехом» Советского Союза. Белорусское общество теряло социальные и политические ориентиры.
В этих условиях в Беларуси начали активно обсуждаться пути реформирования государственного устройства страны.
Принятие Конституции Республики Беларусь
Белорусские конституции советской эпохи заложили основы белорусской государственности, установили систему государственных органов, закрепили основные права личности, позволили сохранить этнокультурную самобытность белорусов, в целом подготовили почву для самоопределения белорусского народа в независимом государстве. В Конституции БССР 1978 года были впервые закреплены нормы о суверенитете БССР, а также о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение.
С июля 1990 г. по февраль 1994 г. законы об изменениях и дополнениях белорусской Конституции 1978 года принимались в нашей стране 16 раз (касались основ общественного строя, статуса политических партий, организации и деятельности органов государственной власти).
Работа над современной белорусской Конституцией началась еще в 1990 году, когда Постановлением Верховного Совета БССР была образована Конституционная комиссия в составе 61-го депутата Верховного Совета и 13 специалистов в области права (ученых и практиков). Однако процесс разработки белорусской Конституции затянулся на несколько лет.
После обретения независимости Беларусь де-факто стала парламентской республикой. Согласно статье 2 Декларации право выступать от имени всего народа принадлежало исключительно Верховному Совету.
Камнем преткновения стал ключевой вопрос: какой быть молодой независимой республике: президентской или парламентской?
Был принят компромиссный вариант: введение института президентства с сохранением широких полномочий Верховного Совета.
5 февраля 1993 г. принято Постановление Верховного Совета
«О проекте Конституции Республики Беларусь», в котором содержалось поручение Конституционной комиссии отразить в тексте проекта следующие положения:
о принципе разделения властей;
о Верховном Совете как представительном и законодательном органе государственной власти;
о Президенте как руководителе исполнительной власти;
о местном самоуправлении, осуществляемом гражданами через местные представительные органы и другие формы прямого участия населения в общественных делах;
о государственных гарантиях всем гражданам равных прав для осуществления хозяйственной и другой деятельности, кроме запрещенной законом и др.
Конституция Республики Беларусь была принята 15 марта 1994 г. на 13-й сессии Верховного Совета 12-го созыва и вступила в силу 30 марта 1994 г.
Она фактически подвела итог процессам формирования независимого белорусского государства на новой социально-экономической основе, закрепила ориентиры общественного развития, его перспективы. Конституция установила принципы демократического строя (народовластие, разделение властей, политический плюрализм, верховенство права), приоритет прав и свобод человека, главенство международного права.
Тогда, на переломном этапе развития страны, белорусское общество как никогда нуждалось в сильном президенте – национальном лидере, способном консолидировать граждан и максимально эффективно обеспечить достижение стратегических целей в социально-экономической и политической сферах. И белорусы его обрели.
10 июля 1994 г. Президентом Республики Беларусь был избран народный депутат Беларуси А.Г.Лукашенко. Во втором туре его поддержали 80,3% граждан, принявших участие в голосовании.
Однако, несмотря на то, что Президент являлся главой белорусского государства и главой исполнительной власти, ведущая роль в стране по-прежнему принадлежала парламенту.
Справочно.
Согласно Конституции, Верховный Совет Республики Беларусь наделялся значительными полномочиями государственной власти (среди прочих его прав устанавливались принятие и изменение Конституции, назначение выборов и референдумов, избрание высших судебных органов, Генпрокурора, Председателя и Совета Контрольной палаты Беларуси, Председателя и Правления Нацбанка Беларуси, роспуск местных Советов, определение военной доктрины Беларуси, а также объявление войны и заключение мира).
Правительство несло ответственность перед Президентом и перед парламентом.
В этих условиях в сентябре 1994 г. Верховный Совет Республики Беларусь одобрил представленную Главой государства Программу неотложных мер по выходу экономики Республики Беларусь из кризиса. Документ предусматривал оздоровление финансовой и денежно-кредитной систем, улучшение торгового и платежного балансов, стабилизацию курса национальной валюты, усиление мер государственного регулирования, повышение управляемости.
Спустя полгода, опираясь на статью 37 Конституции, согласно которой «непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов», Глава государства представил на суд народа конкретные, жизненно важные для страны инициативы.
14 мая 1995 г. в ходе всенародного голосования они получили широкую поддержку общества. Результаты плебисцита фактически изменили ряд конституционных норм: изменена государственная символика, статус государственного наравне с белорусским придан русскому языку.
Однако попытки президентской власти взять общественно-политическую ситуацию под контроль и вывести страну из кризиса натолкнулись на мощное сопротивление парламентской фракции Белорусского народного фронта и примкнувших к ней независимых депутатов. Достигнутый в 1994 году элитами страны компромисс вылился в острый конституционный кризис. Политическая и экономическая стабильность в стране оказалась под угрозой. Нормы Конституции Республики Беларусь 1994 года не обеспечивали достаточный баланс интересов ветвей власти.
Необходимость внесения изменений и дополнений в Конституцию 1994 года стала очевидной.
Изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь
В нарушение принципа разделения властей Верховный Совет доминировал над двумя другими ветвями власти (исполнительной и судебной), по собственному усмотрению мог устанавливать, определять и изменять полномочия всех других органов. Обладая правом вносить любые изменения в Конституцию и законы, признавать их утратившими силу, Верховный Совет фактически имел неограниченную возможность принятия решений по любому вопросу.
Развитие Беларуси требовало совершенствования и укрепления президентской формы правления, которая могла бы обеспечить сильную государственную власть, внутриполитическую стабильность, эффективную работу государственных органов, создать условия для полного преодоления кризиса и реформирования социально-экономического уклада страны во благо ее народа. Об этом свидетельствовал и опыт многих стран, где в условиях переходного периода именно усиление роли государства, исполнительной «вертикали» стало ключевым фактором повышения стабильности развития.
Необходимость внесения изменений и дополнений в Конституцию 1994 года стала очевидной.
С целью разрешения кризиса механизма государственного управления А.Г.Лукашенко обратился к народу, выступив инициатором внесения изменений и дополнений в Основной Закон белорусского государства.
На второй республиканский референдум были вынесены два проекта обновленной Конституции.
В результате голосования 24 ноября 1996 г. проект Конституции, предложенный Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, поддержали 70,5% от общего числа избирателей, проект Верховного Совета – 7,9% от общего числа избирателей.
В обновленном Основном Законе было закреплено положение о верховенстве права. Принятие изменений и дополнений Конституции также повлекло существенное перераспределение полномочий между госорганами.
Существенно изменились место и роль Президента Республики Беларусь в системе государственных органов. На Главу государства были возложены функции гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина; обеспечения политической и экономической стабильности, преемственности и взаимодействия органов государственной власти; осуществления посредничества между органами государственной власти.
Вместо Верховного Совета был учрежден двухпалатный Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, состоящий из Палаты представителей и Совета Республики.
Конституционная реформа выразилась также в повышении роли Правительства – Совета Министров – в системе ветвей власти и усилении его ответственности за состояние и развитие экономики, социально-культурной и административно-политической сфер деятельности. Был учрежден новый контрольный орган – Комитет государственного контроля (вместо Контрольной палаты).
Конституционный суд был включен в систему судебной власти (ранее входил в систему органов контроля и надзора).
Таким образом, внесение изменений в Конституцию позволило обеспечить эффективную деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей в интересах белорусского народа. В дальнейшем проводилась работа по реализации конституционных положений, их развитию в актах текущего законодательства.
Следующий референдум, на который были вынесены вопросы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь, состоялся 17 октября 2004 г. (был совмещен с парламентскими выборами). Его итогом явилось исключение из части первой статьи 81 Конституции нормы о занятии одним и тем же лицом должности Президента Республики Беларусь не более двух сроков.
Конституция – политико-правовой фундамент
Единства белорусского народа
Конституция Республики Беларусь стала не только отражением политических и социально-экономических перемен, но и документом, определившим на десятилетия вперед вектор развития национальной государственности и совершенствования демократических институтов.
Являющаяся отражением воли народа, Конституция провозглашает Республику Беларусь социальным правовым государством, в котором:
человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства;
государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности;
народ является единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.
В белорусском государстве на конституционной основе выстроена системная работа, направленная на обеспечение роста благосостояния граждан, создание условий для улучшения их жизни, удовлетворение материальных и духовных потребностей, оказание содействия развитию их экономической активности.
Внутренняя политика белорусского государства основывается на принципах социальной справедливости, социальной защищенности и социальной солидарности. Создаются условия для самореализации совершеннолетних трудоспособных членов общества, оказывается помощь малоимущим и социально уязвимым категориям граждан (инвалидам, старикам, детям).
Таким образом, за буквой Основного Закона Республики Беларусь, закрепляющего основные направления строительства социального правового государства, стоит человек как высшая ценность государства и общества, его права и свободы, гарантии их реализации.
При этом Конституция ориентирует наше общество не только на социальные гарантии со стороны государства, но и на взаимные обязательства гражданина. Каждый несет личную ответственность за достижение материально-бытового благополучия для себя лично и для своей семьи. Поэтому важная задача – совершенствование системы законодательства, призванной быть эффективным правовым регулятором социальных отношений, исключающим социальное иждивенчество и безразличие.
Одним из ключевых условий создания демократического социального правового государства является наличие согласия в обществе. В Основном Законе отражены общепризнанные принципы международного права. Конституция Республики Беларусь гарантирует свободу личности, учитывающей свободу других людей, закрепляет политический плюрализм, разделение и взаимодействие властей как гарантии против диктата и хаоса. Она обеспечивает баланс интересов различных социальных групп: вне зависимости от частных интересов, политических, религиозных и иных предпочтений конституционные нормы обязательны для соблюдения.
Таким образом, Основной Закон выступает консолидирующим фактором устойчивого развития общества, укрепляя консенсус интересов разных социальных групп. Единство народа олицетворяет Президент Республики Беларусь, являясь гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Одновременно Глава государства является арбитром над различными ветвями власти.
Конституция Республики Беларусь – основа государственного суверенитета. Белорусское государство обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику; защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.
А.Г.Лукашенко о конституционной реформе
В марте 2019 г. Глава государства на встрече с представителями общественности и экспертного сообщества, белорусских и зарубежных СМИ, затрагивая тему необходимости подготовки новой Конституции, отметил: «Важно, чтобы Конституция соответствовала тем реалиям, которые сложатся в нашем государстве».
В Послании белорусскому народу и Национальному собранию в апреле 2019 г. белорусский лидер выразил уверенность, что «взвешенная и продуманная работа экспертного сообщества приведет к созданию обновленного Закона, отвечающего интересам нашей страны и наших граждан на современном этапе».
В преддверии шестого Всебелорусского народного собрания для выявления позиции населения относительно возможных изменений в Основной Закон Республики Беларусь по всей стране проходили диалоговые площадки. Белорусский лидер сам был сторонником их проведения: «Чтобы люди не просто поговорили, а внесли свои предложения. А мы почувствовали, чем живет народ».
Все инициативы и предложения граждан были собраны, обсуждены с экспертами и направлены на рассмотрение на Всебелорусском народном собрании, ведь такой форум – одна из важнейших форм народовластия в Беларуси, когда граждане разных социальных групп, профессий и возрастов обсуждают актуальные вопросы жизни государства и общества, подводят итоги прошедшей пятилетки, а также вырабатывают направления стратегии дальнейшего развития республики.
Справочно.
Инициативы, поступившие в ходе диалоговых площадок, были систематизированы по сферам: государственная молодежная политика, социальная сфера, конституционное реформирование и партийное строительство, местное управление и самоуправление, экономика и бизнес.
Наиболее часто встречаемыми предложениями, высказанными на дискуссионных площадках по всей республике в рамках направления «Конституционная реформа и партийное строительство», стали:
развитие политического поля страны (совершенствование правовой среды и демонстрация готовности государства к активизации политических партий);
перераспределение полномочий Президента, Парламента
и местных властей;
переход от мажоритарной к смешанной избирательной системе выборов депутатов Парламента (для усиления роли политических партий в общественной жизни страны);
увеличение срока полномочий Национального собрания Республики Беларусь и местных Советов депутатов до 5 лет;
придание Всебелорусскому народному собранию статуса конституционного органа;
введение института Уполномоченного по правам человека в Республике Беларусь;
введение единого дня голосования для местных и парламентских выборов с целью сбережения государственных средств;
введение моратория на смертную казнь.
Вниманию выступающих: в ходе проведения единого дня информирования целесообразно приводить соответствующие сведения и примеры применительно к конкретному региону, территории, населенному пункту.
Во время своего выступления на шестом Всебелорусском народном собрании в феврале 2021 г. А.Г.Лукашенко отметил: «В течение этого года проект Конституции будет готов, и он будет в течение года обсужден всенародно. А в начале следующего года, как минимум, мы вынесем его на референдум».
При этом Президент обратил внимание, что под новую Конституцию придется переформатировать многие законы, изменить законодательную базу: «Я уверен, что мы это способны сделать в течение будущего года».
Главой государства были обозначены и некоторые направления возможных изменений политической системы.
В частности, белорусский лидер высказался о партийном строительстве в Беларуси. Он считает, что все нужно делать постепенно, и общество должно созреть для тех или иных изменений, в том числе выборов по партийным спискам. Так, по данным проведенного накануне собрания масштабного социологического исследования, уровень доверия партиям со стороны людей – от 3 до 6%. «Когда мы увидим реальные партии, тогда мы будем говорить, что нам надо избирать в парламент, в местные Советы по пропорциональным спискам, – убежден белорусский лидер. – Для этого надо подготовить общество, оно должно быть зрелым».
Также Глава государства предложил Всебелорусское народное собрание сделать конституционным органом. Он акцентировал внимание на том, что сейчас, по данным соцопросов, чуть меньше половины населения поддерживают данную идею, еще около 30% не определились по данному вопросу. «Но я как Президент предлагаю и настаиваю, чтобы оно имело конституционные полномочия. При этом я убедительно вас прошу, чтобы вы ни в коем случае не торопились, принимая те или иные решения», – обратился белорусский лидер к делегатам собрания.
Президент твердо уверен, что Беларусь должна оставаться президентской республикой, и высказался о перераспределении полномочий внутри властной вертикали, отметив, что это уже делается, но вместе с полномочиями переходит и большая доля ответственности.
В этой связи А.Г.Лукашенко считает, что нельзя ослаблять пост Главы государства. «Это буду не я. Это будет другой президент. Поэтому не пришивайте это ко мне. Будет другой глава государства, но он должен быть главой государства. Он должен, как сейчас, отвечать за главные направления развития. Всебелорусское народное собрание должно быть стабилизатором, зонтиком всей страны на какой-то промежуток времени. Чтобы сохранить страну», – заявил А.Г.Лукашенко.
Вместе с тем Президент отметил, что к власти должно приходить новое поколение, и это должен определить народ на честных и открытых выборах после отработки необходимых законов и Конституции: «Я понимаю, что мы живем в переходный период. Надо сделать так, чтобы новое поколение пришло к власти. Это неизбежно. И народ должен определиться, кто от нового поколения придет во власть».
*****
А.Г.Лукашенко неоднократно отмечал, что внутренняя политика Беларуси – это дело исключительно самой Беларуси. Никто кроме белорусского народа не может решать, как ему жить, как развиваться, каким законам быть на нашей земле. Только белорусский народ будет это определять.
Являясь сторонником обдуманных решений и эволюционных изменений, белорусский лидер подчеркнул: «Надо взять голову в руки и, создавая новую Конституцию, четко понять, чего мы хотим, какая должна быть страна. Я готов на все. Только не потерять суверенитет и независимость. … Все перемены пойдут от Конституции, а не от майдана. И я постараюсь сделать все, чтобы этого майдана не было».
Конституция – «сложнейший документ, который должны сотворить специалисты. Но специалистам нужен заказ от нашего общества, а заказ – это те проблемы, которые мы поднимаем снизу. И таким образом мы вовлекаем миллионы людей не только в обсуждение Конституции, но и ее формирование».
«Новую Конституцию мы примем, жизнь у нас будет двигаться вперед. Но без всякой ломки и катастроф – белорусам это не надо», –отметил белорусский лидер.
МАТЕРИАЛ К ЕДИНОМУ ДНЮ ИНФОРМИРОВАНИЯ
О реализации Комплексного плана мероприятий, направленных на принятие эффективных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике их потребления, в том числе среди детей и молодежи, социальной реабилитации лиц, больных наркоманией в Минской области
УВД Минского облисполкома (далее – УВД) совместно с иными заинтересованными субъектами в пределах компетенции на территории Минской области постоянно принимаются меры по организации и проведению мероприятий, направленных на противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, во исполнение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 28.12.2014 № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков» (далее – Декрет).
Мероприятия проводятся в соответствии с Комплексными планами мероприятий, направленных на принятие эффективных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике их потребления, в том числе среди детей и молодежи, социальной реабилитации лиц, больных наркоманией, утверждаемыми сроком на 2 года заместителем Премьер-министра Республики Беларусь.
Справочно. Во исполнение требований Декрета, 26.02.2021 Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь Петришенко И.В. утвержден Комплексный план мероприятий, направленных на принятие эффективных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике их потребления, в том числе среди детей и молодежи, социальной реабилитации лиц, больных наркоманией на 2021-2022 годы (далее – Комплексный план).
Одним из основных факторов, влияющих на оперативную обстановку в регионе, является степень наркотизации населения.
По данным главного управления по здравоохранению Минской области, в 2020 году продолжено снижение потребителей наркотических средств, состоящих на наркологическом наблюдении (2019 г. – 1352, 2020 г. – 1314 или -2,8%), в том числе несовершеннолетних (с 4 до 1).
В тоже время, необходимо отметить рост установленных фактов передозировки (отравления) наркотическими средствами и психотропными веществами (с 12 до 16), которые имели место на территории Минского, Солигорского (по 4), Борисовского, Смолевичского (по 3), Дзержинского и Червенского (1) районов, в том числе летальных исходов (с 6 до 13) от потребления наркотиков (Минский и Солигорский районы – по 4, Смолевичский район – 2, Борисовский, Дзержинский и Червенский районы – по 1).
Анализируя данную ситуацию, необходимо отметить отсутствие на протяжении длительного времени, с 2018 года, передозировок несовершеннолетних лиц.
Справочно. Из 13 лиц, умерших от передозировки, 12 – ранее судимы (92,3%), в возрасте от 30 лет и старше, 5 – жители иных регионов республики. 50% отравлений, повлекших смерть, вызваны потреблением наркотического средства метадон, что указывает на увеличение его доли на наркорынке. В большинстве случаев наркотик приобретался бесконтактным способом, в сети Интернет.
Все указанные лица имели ряд хронических заболеваний, связанных с потреблением наркотиков.
В ходе проведенных мероприятий в 2020 году удалось ликвидировать либо приостановить деятельность 3 интернет-магазинов.
На территории Минской области, как и в целом по Республике Беларусь, в прошедшем году сохранилась динамика снижения количества регистрируемых наркопреступлений, что свидетельствует о дальнейшей стабилизации наркоситуации.
Справочно. Выявлено 637 преступлений (2019 г. – 817 или -22%, по республике -21,4%).
Необходимо отметить, что по-прежнему значительная часть наркотиков поступает к нам из-за рубежа.
Сотрудниками ОВД Минской области пресечено 4 канала поставки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в Республику Беларусь (2019 г. – 3).
В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, наркорынок начал активно использовать наркотики растительного происхождения, а также пытаться организовать производство психотропных веществ на территории республики.
С целью пресечения данной деятельности выявлено 18 помещений, специально приспособленных для выращивания наркосодержащих растений (2019 г. – 1), и 2 лаборатории по производству психотропных веществ (2019 год – 0).
Справочно. Из незаконного оборота изъято около 30 кг наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Продолжено проведение мероприятий, направленных на выявление и пресечение утечки лекарственных препаратов, содержащих в своем составе наркотические средства или психотропные вещества, из легального оборота в нелегальный, а также на обеспечение должного контроля за их списанием и уничтожением.
Несмотря на постоянные отработки субъектов хозяйствования и ответы райгорисполкомов об отсутствии на хранении средств индивидуальной защиты «АИ-2», содержащих таблетки «тарен» с особо опасным психотропным веществом апрофен, на территории Молодечненского района установлен факт хранения на одном из предприятий 219 пеналов с таблетками «тарен» в количестве 1314 штук.
Сотрудниками Солигорского РОВД задержаны лица за хранение и сбыт 96 таблеток «тарен». Установлено, что данные препараты похищены на одном из предприятий района при прохождении одним из задержанных производственной практики.
Учитывая распространенность среди молодежи вещества «насвай» территориальными подразделениями ОВД постоянно проводится работа по изъятию из оборота указанного вещества. К административной ответственности за совершение данных правонарушений привлечено 51 лицо, у которых изъято свыше 14 кг «насвая».
Справочно. В т.г. из оборота уже изъято около 14 кг «насвая».
Проводимая работа позволила в определенной степени приостановить поток распространения на территории области наркотиков, что, в свою очередь, положительно отразилось на уровне вовлеченности в наркопреступность несовершеннолетних.
По итогам 2020 года удалось снизить (с 8 до 5) количество несовершеннолетних лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, а также число несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения (с 15 до 3), что свидетельствует о качестве проводимых профилактических мероприятий в молодежной среде.
Установлено, что на уровне облисполкома организовано тесное взаимодействие его структурных подразделений, иных государственных органов, общественных организаций, объединений и других заинтересованных по осуществлению профилактических мероприятий, предусмотренных Комплексным планом.
Так, в марте 2020 г. на территории области проведен Единый день информирования по теме «О состоянии противодействия незаконному обороту наркотиков на территории Минской области».
Результаты проводимых мероприятий в январе и декабре 2020 г. рассмотрены на рабочих совещаниях заместителя председателя Минского облисполкома.
В ходе анализа ситуации, связанной с распространением наркомании, проведенного по итогам 2 месяцев 2021 г., установлен рост числа выявленных преступлений по линии наркоконтроля (со 105 до 127 или +21%, по республике +21%).
В указанный период сотрудниками ОВД Минской области уже выявлено и пресечено 4 канала поставки наркотических средств и психотропных веществ в республику, 3 помещения для выращивания наркосодержащих растений и одна лаборатория по производству психотропных веществ.
Из незаконного оборота по уголовным делам изъято свыше 8 кг наркотиков и 27 кг прекурсоров для их изготовления.
В настоящее время продолжает оставаться актуальной тенденция омоложения лиц, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков.
Несмотря на понимание незаконности своих действий, молодые люди стали активнее реагировать на предложения «легкого заработка», размещенные на различных Интернет-площадках.
Так, уже в т.г. на территории республики подозреваемыми (обвиняемыми) по уголовным делам данной категории признано более 40 лиц, обучающихся в учреждениях среднего специального, профессионального технического и высшего образования.
Справочно. В 2021 году к уголовной ответственности привлечен один учащийся учреждения образования Минской области.
В связи с изложенным, с 01.03 по 30.04.2021 сотрудниками ОВД организовано проведение профилактических мероприятий в учреждениях образования Минской области:
обновление наглядной информации профилактического характера, размещенной на интернет-сайтах и информационных стендах управлений (отдела) по образованию исполкомов, учреждений образования, в том числе об уголовной и административной (с учетом вступления в силу с 01.03.2021 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях) ответственности за незаконный оборот наркотиков, а также признаках и последствиях их потребления;
рабочие встречи с администрациями учреждений образования и педагогическим составом, в ходе которых доводится информация о состоянии наркоситуации в регионе, рисках вовлечения молодежи в наркооборот;
работа с родителями, в том числе выступления в рамках родительских собраний, демонстрация материалов антинаркотической направленности;
дополнительный контроль за образом жизни учащихся в выходные и праздничные дни.
При проведении мероприятий педагоги, учащиеся и их законные представители информируются о разработанном в 2020 году сайте «kids.pomogut.by», основными целями которого являются обеспечение информационной безопасности детей и молодежи в сети Интернет, профилактика наркомании.
С учетом изложенного следует, что залогом успеха в профилактике наркомании и наркопреступности являются совместные, хорошо скоординированные действия всех органов, отвечающих за эту работу.
Правоохранительными органами, медицинскими работниками, педагогами, священнослужителями, общественными организациями, а также иными заинтересованными в области ведется целенаправленная работа по пресечению незаконного оборота наркотиков и профилактике наркопотребления. Принято считать – «кто предупрежден, тот вооружен», поэтому значительное внимание уделяется проведению информационных кампаний, активному использованию имеющихся информационных ресурсов, в том числе сети Интернет.
Принимаемые на всех уровнях меры позволяют не допустить роста наркомании на территории области, однако проблема эта по-прежнему весьма актуальна.
МАТЕРИАЛ К ЕДИНОМУ ДНЮ ИНФОРМИРОВАНИЯ
Правовая ответственность родителей за жизнь и здоровье несовершеннолетних, а также последствия противоправных поступков, совершаемых детьми и подростками
Семья – социальный институт. Все внутрисемейные процессы оказывают воздействие на общество, и в то же время сама семья чутко реагирует на все изменения, происходящие в общественной и государственной жизни. Поэтому государство и общество должны проявлять постоянную заботу о семье и семейном воспитании.
В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите материнства и детства.
Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает международная Конвенция ООН о правах ребенка (1989), ратифицированная Верховным Советом Республики Беларусь в 1990 году. Этот документ провозглашает право ребенка на жизнь и на родителей, а также право на особую заботу и помощь. В соответствии с Конвенцией родители должны гарантировать свободу и достоинство своих детей, создать в семье условия для их личностного и гражданского становления, для их свободной и творческой жизни. Конвенция предостерегает родителей от авторитарного обращения с ребенком. В целом в Конвенции раскрываются положения об охране жизни и здоровья детей, о роли, правах и обязанностях родителей, о воспитании детей в семье.
Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570 – XII «О правах ребенка» правовую основу регулирования прав ребенка в Республике Беларусь составляют:
Конституция Республики Беларусь (далее – Конституция),
международные договоры Республики Беларусь,
Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570 – XII «О правах ребенка»,
Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет № 18),
Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС),
Гражданский кодекс Республики Беларусь,
Кодекс Республики Беларусь об образовании,
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП),
Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК)
и иные акты законодательства Республики Беларусь, регламентирующие порядок и условия реализации прав и законных интересов ребенка.
Таким образом, в Республике Беларусь на законодательном уровне закреплен ряд обязанностей, которые родители должны выполнять в отношении своих детей.
Так, обязанности родителей в воспитании детей, заботы об их здоровье, развитии и обучении закреплены в части 3 статьи 32 Конституции.
Справочно.
Согласно статье 32 Конституции детство находится под защитой государства.
Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию.
Помимо Основного Закона нашего государства, обязанности родителей по воспитанию детей содержатся и в КоБС.
Так, согласно статье 68 КоБС родители обязаны воспитывать детей, осуществлять уход и надзор за ними, обеспечивать защиту их прав и законных интересов.
В соответствии со статьей 73 КоБС защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей возложена на их родителей.
Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия.
Статья 75 КоБС гласит, что родители осуществляют воспитание детей, попечительство над ними и их имуществом. Под воспитанием понимается забота о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.
Частями 1 и 2 статьи 76 КоБС установлено равенство прав и обязанностей обоих родителей. Отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении своих детей. Родители пользуются равными правами и несут равные обязанности в отношении своих детей и в случае расторжения брака между ними, если иное не предусмотрено в Соглашении о детях.
Статья 77 КоБС регулирует участие отдельно проживающего родителя в воспитании детей. Родитель, проживающий отдельно от детей, имеет право общаться с ними и обязан принимать участие в их воспитании. Родитель, при котором проживают дети, не вправе препятствовать другому родителю общаться с детьми и участвовать в их воспитании.
Статьей 67 КоБС и пунктом 1 Декрета № 18 определены случаи ненадлежащего воспитания и содержания детей, нахождения детей в социально опасном положении, признания ребенка нуждающимся в государственной защите.
Родители, опекуны, попечители несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание детей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе если ребенок находится в социально опасном положении.
Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой:
- не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, образования, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);
- ребенок вследствие отсутствия надзора за его поведением и образом жизни совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;
- лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.
В настоящее время в Республике Беларусь за совершение противоправных поступков предусмотрены два вида ответственности: административная и уголовная
Административная и уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за совершение определенных правонарушений – с 14-летнего возраста.
Согласно части 1 статьи 4.2 КоАП физическое лицо, совершившее правонарушение в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности только за:
- умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1);
- оскорбление (статья 10.2);
- мелкое хищение (статья 11.1);
- умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3);
- жестокое обращение с животным или избавление от животного (статья 16.29);
- мелкое хулиганство (статья 19.1).
Ответственность за совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность, несут его законные представители (родители или лица, их заменяющие) по части 1 статьи 10.3 КоАП «Невыполнение обязанностей по воспитанию детей».
В 2020 году к административной ответственности за невыполнение обязанностей по воспитанию детей привлечено 399 родителей, в текущем году – 65. Указанная статистика не показывает реальное положение, в части совершения подростками деяний до достижения возраста привлечения к ответственности.
При неустановлении причинно-следственной связи между совершением подростком противоправного деяния и невыполнением родителями (законными представителями) в отношении родителей подготовка административного дела к рассмотрению заканчивается вынесением постановления о прекращении дела об административном правонарушении.
В 2020 году 252 несовершеннолетних участвовали в совершении деяний, по которым уголовные дела не возбуждались либо были прекращены в связи с недостижением возраста привлечения к уголовной ответственности. В текущем году – 11.
Далеко не в каждом случае родители указанных подростков привлечены к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.4 КоАП (2003 г.) и 10.3 КоАП (2021 г.).
Совершение несовершеннолетними противоправного деяния и их последствия определены в Законе Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200 – З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Закон) и ему подведомственных нормативных актах.
Так, статьей 5 Закона определены категории несовершеннолетних, в отношении которых органами, учреждениями и иными организациями, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проводится индивидуальная профилактическая работа:
безнадзорные;
беспризорные;
занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;
содержащиеся в приемниках-распределителях для несовершеннолетних, социально-педагогических учреждениях;
потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством;
привлеченные к административной ответственности;
совершившие деяния, содержащие признаки административных правонарушений, но не достигших ко времени совершения таких деяний возраста, с которого наступает административная ответственность;
в отношении которых приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо которые вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), во время совершения общественно опасного деяния были не способны сознавать фактический характер или общественную опасность своих деяний либо о прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить в суде в соответствии со статьей 426 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь уголовное дело частного обвинения;
подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
освобожденные от уголовной ответственности в силу утраты деянием общественной опасности, в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, освобожденных от наказания вследствие чрезвычайных обстоятельств, на основании актов амнистии или помилования;
освобожденные от уголовной ответственности с передачей их под наблюдение родителей, опекунов или попечителей;
осужденные с отсрочкой исполнения наказания, с условным неприменением наказания, без назначения наказания, условно-досрочно освобожденные от наказания;
осужденные с применением принудительных мер воспитательного характера;
осужденные с назначением наказания в виде общественных работ, штрафа, лишения права заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения свободы;
освобожденные из воспитательных колоний, арестных домов;
содержащиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях;
вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений.
Кроме этого в статье 5 Закона указано, что органы, учреждения и иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних.
Статьи 6 и 7 Закона регламентируют основания и сроки проведения и прекращения индивидуальной профилактической работы.
Следует отметить, что в 2021 году криминогенная обстановка в подростковой среде в сравнении с аналогичным периодом прошлого года характеризовалось снижением количества преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии
(- 49,1 %; с 53 до 27).
Увеличение подростковой преступности зарегистрировано в 5 регионах области: Клецком и Столбцовском (с 0 до 1 в каждом), Жодинском (+ 100,0 %; с 1 до 2), Дзержинском (с 0 до 2) и Молодечненском (+ 400,0 %; с 1 до 5).
В текущем году не зарегистрировано фактов совершения подростками уголовно наказуемых деяний, относящихся к категории особо тяжких (0 – 0).
Не допущен рост числа уголовно наказуемых деяний, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, относящихся к категории не представляющих большой общественной опасности (2 – 2).
При этом зарегистрировано снижение числа уголовно наказуемых деяний, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, относящихся к категории менее тяжких (- 54,0 %; с 50 до 23), совершенных группой (- 72,7 %; с 33 до 9).
Вместе с тем зарегистрирован рост количества преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, относящихся к категории тяжких (+ 100,0 %; с 1 до 2).
В 2021 году в сельской местности зарегистрировано на 45,5 % больше преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, чем в районных городах и поселках городского типа.
В текущем году возросло количество преступлений, связанных с:
умышленным причинением тяжкого телесного повреждения (+ 100,0 %; с 1 до 2), в том числе на территории г. Жодино и Дзержинского района (с 0 до 1 в каждом регионе);
управлением транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передачей управления транспортным средством такому лицу лицо отказ от прохождения проверки (освидетельствования) (с 0 до 1), в том числе на территории Минского района (с 0 до 1);
осквернением сооружений и порчей имущества (с 0 до 1),
в том числе на территории Пуховичского района (с 0 до 1);
заведомо ложным доносом (с 0 до 1), в том числе на территории Солигорского района (с 0 до 1).
При этом не допущен рост преступлений, связанных с:
умышленным причинением менее тяжкого телесного повреждения (1 – 1), вместе с тем на территории Пуховичского района допущен рост указанного вида преступления (0 – 1);
хищением путем использования компьютерной техники
(3 – 3), вместе с тем на территории Жодинского (с 0 до 1) и Молодечненского (с 0 до 2) регионов допущен рост указанного вида преступлений.
В текущем году не зарегистрированы грабежи, преступления, связанные с умышленным причинением легкого телесного повреждения, причинением тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и уклонением от отбывания наказания в виде ограничения свободы.
Зарегистрировано снижение количества:
краж (- 53,6 %; с 28 до 13), вместе с тем зарегистрирован рост на территории Молодечненского (с 0 до 2), Борисовского, Дзержинского, Клецкого, Мядельского и Столбцовского (с 0 до 1, в каждом) районов;
уголовно наказуемых хулиганств (- 55,6 %; с 9 до 4), вместе с тем зарегистрирован рост на территории Копыльского и Молодечненского районов (с 0 до 1, в каждом);
угонов транспортных средств (- 66,7 %; с 3 до 1), вместе с тем зарегистрирован рост на территории Минского района (с 0 до 1).
В анализируемый период текущего года подростками в среду и пятницу совершено по 3 преступления, во вторник и четверг – по 4, в воскресенье – 6 и в субботу – 7.
37,0 % преступлений (10) совершены подростками в ночное время с 22:00 до 06:00 и 8 либо 29,6 % – с 18:00 по 22:00, что указывает на отсутствие должного контроля со стороны родителей либо законных представителей за несовершеннолетними.
Справочно: в 2021 году результативность по выявлению фактов совершения родителями либо законными представителями административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.13 КоАП (2003 г.), увеличилась на 46,5 % (с 43 до 63).
По-прежнему самыми распространенными уголовно наказуемыми деяниями продолжают оставаться кражи (48,1 %), при этом доля таких деяний в структуре подростковой преступности в сельской местности
(10 или 76,9 %) выше, чем в городе (3 либо 23,1 %).
Справочно: в 2021 году результативность по выявлению фактов совершения несовершеннолетними административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.5 КоАП (2003 г.), уменьшилась на 63,9 % (с 36 до 13).
Следует отметить, что 13 преступлений рассматриваемой категории (кража) совершены 11 подростками (2020 – 13; - 15,4 %), 1 из которых на момент совершения преступления являлся неработающим и неучащимся, 4 – учащимися среднего учебного заведения,
6 – профессионально-технического учебного заведения, 4 – с которыми проводилась индивидуальная профилактическая работа
и 3 – признанными находящимися в социально опасном положении.
Основными предметами посягательства рассматриваемого вида преступления являются: автомобильные запчасти, аккумуляторы (4), мобильные телефоны (3), деньги (2), топливо (2), строительные предметы (1) и иное имущество (6).
В пятницу подростками совершено 1 преступление, предусмотренное статьей 205 Уголовный кодексом Республики Беларусь, в среду, четверг и воскресенье – по 2, в каждый указанный день, во вторник и субботу – по 3.
46,2 % краж (6) совершены подростками в ночное время с 22:00 до 06:00 и 3 либо 23,1 % – с 18:00 по 22:00.
В 2021 году установлено 30 (2020 – 41, - 26,8 %) несовершеннолетних, виновных в совершении преступлений, из их числа:
6 либо 20,0 % (2020 – 8 либо 19,5 %; зарегистрировано снижение на 25,0 %) на момент совершения уголовно наказуемых деяний не работали и не учились (Минский и Пуховичский (по 2 в каждом), Дзержинский и Жодинский (по 1 в каждом) регионы;
2 либо 6,7 % (2020 – 11 либо 26,8 %; зарегистрировано снижение на 81,8 %) находились в состоянии алкогольного опьянения (Жодинский и Минский регионы (по 1 в каждом).
Справочно: на 20,9 % (с 62 до 49) снизилась результативность по выявлению административного правонарушения, совершенного несовершеннолетними и предусмотренного статьей 17.3 КоАП (2003 г.);
10 либо 33,3 % (2020 – 20 либо 48,8 %; зарегистрировано снижение на 50,0 %) совершили преступления в группе (Молодечненский и Пуховичский (по 3 в каждом), Копыльский и Солигорский
(по 2 в каждом) районы);
8 либо 26,7 % (2020 – 16 либо 39,1 %; зарегистрировано снижение
на 50,0 %), с которыми инспекциями по делам несовершеннолетних проводилась индивидуальная профилактическая работа (Солигорский (2), Клецкий, Копыльский, Минский, Молодечненский, Мядельский и Столбцовский (по 1 в каждом) районы;
6 либо 20,0 % (2020 – 4 либо 9,8 %; зарегистрирован рост на 50,0 %), которые признаны находящимися в социально опасном положении (Дзержинский, Клецкий, Копыльский, Минский, Молодечненский и Столбцовский (по 1 в каждом) районы;
1 либо 3,3 % (2020 – 6 либо 14,6 %; зарегистрировано снижение на 83,3 %) имел судимость (Столбцовский район (1).
Рост количества несовершеннолетних лиц, виновных в совершении преступлений, зарегистрирован в 8 регионах области: Молодечненском (+ 500,0 %; с 1 до 6), Пуховичском (+ 100,0 %; с 2 до 4), Мядельском и Копыльском (+ 100,0 %; с 1 до 2 в каждом), Дзержинском и Жодинском (с 0 до 2 в каждом), Клецком и Столбцовском (с 0 до 1 в каждом).
В текущем году зарегистрировано снижение:
на 25,0 % (с 32 до 24) количества учащихся учебных заведений, совершивших преступления, в том числе:
на 26,7 % (с 15 до 11) – учащихся средних учебных заведений;
на 23,5 % (с 17 до 13) – учащихся профессионально-технических учебных заведений.
В 2021 году зарегистрировано снижение на 21,7 % (с 189 до 148) количества несовершеннолетних лиц, пострадавших от совершения преступлений.
Большинство (68,2 %) несовершеннолетних признаны потерпевшими в результате совершения преступления, предусмотренного статьей 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь
(2020 – 150 / 2021 – 101; - 32,7 %).
Без учета вышеуказанной категории, зарегистрирован рост на 20,5 % (с 39 до 47) количества пострадавших несовершеннолетних.
При этом в текущем году возросло число несовершеннолетних, признанных потерпевшими в результате совершения в отношении их:
преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы (+ 47,4 %; с 19 до 28), в том числе на территории Пуховичского (с 0 до 13), Борисовского (с 3 до 4), Стародорожского (с 1 до 3), Солигорском (с 0 до 2), Логойского, Мядельского и Смолевичского
(с 0 до 1 с каждом) районах. Темп прироста увеличился на 14,1 %;
истязаний (с 0 до 1), в том числе на территории Березинского района;
вымогательства (с 0 до 1), в том числе на территории Солигорского района.
Наряду с этим снижено количество несовершеннолетних, признанных потерпевшими в результате совершения в отношении их преступлений, связанных с причинением им менее тяжких телесных повреждений (с 2 до 1), и хулиганств (с 3 до 2).
По состоянию на 01.03.2021 с 1 437 несовершеннолетними
(2020 – 1 678, - 14,4 %) сотрудниками инспекций по делам несовершеннолетних РУ-ГО-РОВД области проводилась индивидуальная профилактическая работа.
За анализируемый период взято на контроль 189 (2020 – 229,
- 17,5 %) подростков, снято с контроля 266 (2020 – 306, - 13,1 %), из которых 89 (2020 – 111, - 19,8 %) – в связи с достижением 18-летнего возраста.
Уменьшилось на 60,7 % (с 28 до 11) количество несовершеннолетних, участвовавших в совершении деяний, по которым уголовные дела не возбуждались либо были прекращены в связи с не достижением возраста привлечения к уголовной ответственности. При этом на 11,8 % увеличилось количество совершенных ими деяний (с 17 до 19).
Рост указанной категории несовершеннолетних зарегистрирован на территории Борисовского, Воложинского, Жодинского, Копыльского, Любанском и Столбцовского регионов.
Справочно: В 2021 году на 30,0 % (с 50 до 65) увеличены результаты по привлечению родителей (законных представителей) к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.4 КоАП (2003 г.).
В 2021 году на территории области зарегистрировано 3 факта гибели несовершеннолетних от внешних причин:
2 – несчастный случай (Пуховичский и Стародорожский районы);
1 – суицид (Несвижский район).
Указанный показатель по сравнению с аналогичным периодом прошлого года остался без изменений.
В преддверии проведения летней оздоровительной кампании необходимо обратить внимание на занятость несовершеннолетних в июне – августе.
Практика прошлых лет показала, что незанятость подростков влечет совершение ими и в отношении преступлений.
Так, например, в летний период 2020 года зарегистрировано 52 преступления, совершенные 51 несовершеннолетним или при их соучастии. Из общего количества зарегистрированных преступлений преобладают кражи (33 либо 63,5 %) и уголовно наказуемые хулиганства (8 либо 15,4 %).
Самое трагичное, с начала оздоровительной кампании прошлого года на территории области погибло 15 детей, 5 из них в результате дорожно-транспортных происшествий (Борисовский, Любанский и Минский районы), 8 – несчастного случая (г. Жодино, Борисовский Вилейский, Воложинский, Пуховичский, Смолевичский и Столбцовский районы) и 2 в результате суицида (Любанский и Солигорский районы).
В связи с этим, сотрудниками милиции совместно с заинтересованными на постоянной основе проводятся профилактические беседы с подростками и их законными представителями по правилам безопасности в различных условиях, в том числе на воде, на дороге, на железной дороге, с незнакомыми людьми и т.д.