Главная \ День информирования \ Справка о реализации Комплексного плана мероприятий, направленных на принятие эффективных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике их потребления, в том числе среди детей и

Справка о реализации Комплексного плана мероприятий, направленных на принятие эффективных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике их потребления, в том числе среди детей и

Справка

о реализации Комплексного плана мероприятий, направленных на принятие эффективных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике их потребления, в том числе среди детей и молодежи, социальной реабилитации лиц, больных наркоманией в Минской области

 

УВД Минского облисполкома (далее – УВД) совместно с иными заинтересованными субъектами в пределах компетенции на территории Минской области постоянно принимаются меры по организации                  и проведению мероприятий, направленных на противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ             и их аналогов, во исполнение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2014 г. № 6 «О неотложных мерах                          по противодействию незаконному обороту наркотиков» (далее – Декрет).

Решением Минского облисполкома от 12 ноября 2018 г. № 978 утвержден План мероприятий, направленных на принятие эффективных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике их потребления, социальной реабилитации лиц, больных наркоманией, на территории Минской области на 2019-2020 годы (изменения и дополнения внесены решениями облисполкома от 18 апреля 2019 г. №295,                   от 10 февраля 2020 г. №100).

 

Справочно. 21 марта 2019 г. во исполнение Декрета Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь Ляшенко И.В. утвержден комплексный план мероприятий, направленных на принятие эффективных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике их потребления, в том числе среди детей и молодежи, социальной реабилитации лиц, больных наркоманией на 2019 – 2020 гг. (далее – Комплексный план).

19 ноября 2019 г. на коллегии УВД с приглашением руководителей структурных подразделений Минского облисполкома, прокураты Минской области рассмотрен вопрос «Об эффективности принимаемых органами внутренних дел Минской области мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, укреплению межведомственного взаимодействия».

25 ноября 2019 г. и 27 января 2020 г. вопросы эффективности проводимых мероприятий рассмотрены на совещаниях заместителя председателя Минского облисполкома Маркевича И.С.

 

По результатам проведенного анализа установлено, что ситуация, связанная с незаконным оборотом наркотиков, по итогам 2019 года на территории Минской области характеризуется снижением числа выявленных преступлений (-10%, по республике -8,2%).

Сотрудники подразделений по наркоконтролю нацелены на выявление организаторов, а не потребителей, то есть главная задача – это уничтожение организованной структуры наркобизнеса.

Ее составляющие – это группы и организованные группы. Причем организованная группа – это не просто два человека, которые пошли вместе употребили либо сделали несколько закладок. Это устойчивая, управляемая, специально созданная для совершения преступных действий группа, и деятельность ее не разовая.

В 2019 году милиция Минской области пресекла деятельность      43 организованных групп и 174 групп – это конкретные уголовные дела и конкретные люди.

Из незаконного оборота по уголовным делам изъято около 70 кг наркотиков.

Необходимо отметить, что если несколько лет назад на территории Минской области из незаконного оборота изымались наркотики в основном растительного происхождения, и их доля, например, в 2016 году составляла более 90%, то в последующие годы ситуация значительно изменилась.

В 2019 году уже более половины или 55% – это синтетика. Преобладает особо опасное психотропное вещество альфа-PVP, которого изъято свыше 30 кг.

Выгодное географическое положение, развитая инфраструктура, открытость границ с Россией, помимо положительных моментов, обуславливают и тот факт, что наше государство находится                        на оживленном перекрестке маршрутов контрабанды наркотиков.               В 2019 году во взаимодействии с иными структурами выявлено 3 канала ввоза наркотиков из-за рубежа.

При поступлении информации о поставке наркотиков на территорию республики, все мероприятия проводятся в тесном взаимодействии с правоохранительными органами соседних государств.

Так, после задержания в сентябре гражданина России, наладившего канал поставки наркотиков, на территории соседнего государства изъято более 8 кг, которые планировались для поставки в нашу республику.

Вместе с тем, контрабандный ввоз наркотиков объективно                 не является единственным источником насыщения наркотического рынка области. Об этом наглядно свидетельствует факт задержания правоохранительными органами в прошедшем году лиц, организовавших на территории Минского района лабораторию по производству психотропных веществ для их дальнейшего распространения на территории области и г. Минска. Изъято лабораторное оборудование и свыше 100 кг прекурсоров, необходимых для изготовления психотропных веществ.

На протяжении последних лет наркодилеры активно используют в своей деятельности сеть Интернет, стремясь, тем самым сохранить свое инкогнито. С этой целью создаются специализированные интернет-магазины, передача наркотика покупателю производится путем оставления «товара» в установленном месте или в так называемых «закладках». В этой связи, значительные усилия сосредоточены                на выявлении и пресечении деятельности таких виртуальных точек продажи.

По материалам сотрудников аналитической разведки УВД                  к уголовной ответственности привлечено 172 лица, возбуждено 270 уголовных дел.

Прекращено функционирование 6 интернет-магазинов, посредством которых наркотики сбывались на территории всей республики.

Основные попытки вербовки молодых людей осуществляются через социальные сети, различные мессенджеры, под предлогом каких-либо официальных заработков, но в последующем людям предлагают распространять наркотики, якобы под мнимые гарантии безопасности.

Однако все то, что обещают интернет-магазины по реализации наркотиков, а, именно, безопасность, высокую оплату – это все обман, так называемые «минеры» в любом случае попадают в поле зрения  правоохранительных органов и неизбежно привлекаются к установленной законом ответственности.

Благодаря проводимой профилактической работе органов внутренних дел и иных субъектов профилактики, а также гражданской позиции наших граждан, нам становится  известно о таких предложениях, и мы своевременно на них реагируем.

Так, уже в текущем году сотрудниками милиции в ходе реагирования на обращения граждан о распространении наркотиков неустановленными лицами в лесах и парках через «закладки», на территории Логойского и Минского районов задержано 22 лица, причастных к данной противоправной деятельности.

Учитывая распространенность среди молодежи вещества «насвай» постоянно проводится работа по изъятию из оборота указанного вещества. По результатам проведенных мероприятий к административной ответственности за совершение данных правонарушений привлечено       82 лица, у которых изъято более 12 кг не курительных табачных изделий.

За употребление, появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением наркотиков, к административной ответственности привлечено 90 лиц.

Проводимая работа позволила в определенной степени приостановить поток распространения на территории области психотропных веществ и, в свою очередь, положительно отразились на уровне вовлеченности в наркопреступность несовершеннолетних.

Установлено, что на уровне облисполкома организовано тесное взаимодействие его структурных подразделений, иных государственных органов, общественных организаций, объединений и других заинтересованных по осуществлению профилактических мероприятий, предусмотренных Комплексным планом.

В апреле 2019 г. на территории области проведен Единый день информирования по теме «О состоянии противодействия незаконному обороту наркотиков на территории Минской области».

Одним из основных факторов, влияющих на оперативную обстановку в регионе, является степень наркотизации населения.

В Минской области на 4,9% (с 1421 до 1352) уменьшилось общее количество потребителей наркотических средств, состоящих на наркологическом наблюдении (диспансерном и профилактическом), снижается число поставленных на учет лиц (с 296 до 260), в том числе впервые (с 184 до 150).

Учреждениями здравоохранения Минской области в рамках взаимодействия с правоохранительными органами обеспечено ежемесячное представление в территориальные органы внутренних дел информации о лицах, страдающих наркоманией и (или) токсикоманией и состоящих под диспансерным наблюдением.

Благодаря предпринятым мерам в 2019 году удалось оставить на аналогичном уровне количество несовершеннолетних лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (2018 г. – 6, 2019 г. – 8), а также число потребляющих наркотические и ненаркотические вещества (2018 г. – 7, 2019 г. – 4) и состоящих на наркологическом учете по факту их потребления.

Указанные лица с целью проведения профилактических мероприятий приглашаются в судебные заседания по делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков.

Сотрудниками ОВД Минской области во взаимодействии с главным управлением по образованию облисполкома на постоянной основе организованы мероприятия по правовому просвещению учащихся по вопросам ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, которые проводятся в рамках планов по выявлению и предупреждению употребления, распространения наркотических средств среди учащихся на учебный год, ежегодно утверждается начальниками УВД, главного управления по образованию и главного управления по здравоохранению облисполкома.

Обеспечено обновление в уголках правовых знаний учреждений образования информации об особенностях привлечения к уголовной и административной ответственности несовершеннолетних, тематических профилактических листовок, а также сведений об участковых инспекторах по делам несовершеннолетних и участковых инспекторах милиции, их контактных телефонах.

На интернет-сайтах ОВД и управлений (отдела) по образованию, спорту и туризму райгорисполкомов, учреждений образования размещена информация об ответственности за незаконный оборот наркотических средств, последствий их употребления, внешних признаках наркотического опьянения.

Проведены выступления среди учащихся и педагогов с демонстрацией видеороликов профилактической направленности, а также обучающие семинары (тренинги) для педагогов по тактике выявления несовершеннолетних, находящихся в состоянии наркотического опьянения, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества и их аналоги.

В течение года сотрудниками управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми УВД проводилось изучение деятельности во всех регионах области.

В отдельных районах установлено отсутствие контроля со стороны руководства исполкомов за проводимыми мероприятиями. Роль исполкомов по-прежнему сводится  к возложению обязанностей на сотрудников органов внутренних дел. Деятельность субъектов профилактики разрозненная, малоэффективная, носит бессистемный характер.

Общими недостатками в некоторых регионах Минской области являются незаинтересованность и безынициативность в стабилизации ситуации, и, вытекающие из этого, формальная подготовка планов, подмена конкретных мероприятий общими, декларативный характер принимаемых решений в рамках заседаний рай(гор)исполкомов.

На территории Молодечненского и Червенского районов установлены факты хранения средств индивидуальной защиты «АИ-2», в которых находилось 446 пеналов с таблетками «тарен» в количестве 2676 штук.

По данным фактам УВД направлены информационные письма                     в Минский облисполком.

Все это происходит, несмотря на важность и уделяемое внимание данному вопросу высших должностных лиц Республики Беларусь.

Так, эффективность проводимых мероприятий по противодействию распространению наркомании на территории Борисовского района в сентябре 2019 года рассмотрена на заседании Борисовского райисполкома с участием заместителя Премьер-министра Республики Беларусь  Кухарева В.Е., Дзержинского и Клецкого районов – первого заместителя Министра внутренних дел Республики Беларусь (май, июль 2019 г.).

С учетом изложенного следует, что залогом успеха в профилактике наркомании и наркопреступности являются совместные, хорошо скоординированные действия всех органов, отвечающих за эту работу.              

Правоохранительными органами, медицинскими работниками, педагогами, священнослужителями, общественными организациями, а также иными заинтересованными в области ведется целенаправленная работа по пресечению незаконного оборота наркотиков и профилактике наркопотребления. Принято считать – «кто предупрежден, тот вооружен», поэтому значительное внимание уделяется проведению информационных кампаний, активному использованию имеющихся информационных ресурсов, в том числе сети Интернет.

В целях изменения подходов к профилактике наркомании, а также обеспечения безопасности и предотвращения насилия в сети Интернет, создан и действует ресурс POMOGUT.BY, на сайте которого доступным языком рассказывается об опасностях, подстерегающих в интернет-пространстве, в т.ч. детей и подростков. Важнейшим компонентом POMOGUT.BY является возможность получения профессиональной онлайн-консультации по волнующим вопросам. Посетители могут оперативно получить информацию в электронном виде либо устно по телефону.

Принимаемые на всех уровнях меры позволяют не допустить роста наркомании на территории области, однако проблема эта по-прежнему весьма актуальна и успокаивать себя мыслью о том, что мы полностью от нее застрахованы, неверно.

Телефон: